Осторожно, реклама!
27.02.2015 11:20
Если вы откроете школьный учебник по биологии, среди генетики, мутации, конвергенции и эволюции можете встретить там понятие «мимикрия» - явление, при котором один биологический вид в силу эволюционного развития стремится максимально походить на другой с простой целью – выжить (продолжить род, добыть пропитание или просто не быть съеденным самому). Для современного развитого мегаполиса, где каждый день снуют туда-сюда миллионы жителей, мимикрию, казалось бы, можно встретить только в книжках да специализированных коллекциях. Но нет. Там, где сдает свои позиции биология, ее место занимает маркетинг и с энтузиазмом примеряет биологические штампы на условно легальные сферы. Не верите? А зря. С недавних пор по Санкт-Петербургу бумажной эпидемией кочует «реклама под прикрытием». Открывают граждане нашего города почтовый ящик и среди кипы полезных и не очень рекламных проспектов, брошюр, листовок и флаеров достают то, ради чего обычно в 21 веке и проверяют почтовый ящик – квитанции. За «свет», телефон, жильё и… дератизацию? Неожиданно-новый квиток обычно встречают скептической усмешкой, тяжким вздохом или эмоционально-ненормативным неодобрением. Придя домой, внимательно осматривают: квитанция как квитанция, беленькая, именная (каждой квартире персонально), с наименованием услуги, периодом платежа, солидным способом оплаты – не наличными на руки и не на телефон какой-нибудь, а через «Сбербанк». Здесь же успокоительные аббревиатуры ИНН, ОГРН, КПП. Ничего подозрительного. Разве что надпись: «С условием платежа согласен», но зато счет-то всего на 200 рублей «с хвостиком» да на целый год «профилактического обслуживания по дезинфекции, дезинсекции и дератизации мест проживания потребителей». Вот и получается, что кто-то идет оплачивать новый платеж, достав из потертой шкатулки отложенные с пенсии на новогоднее лакомство деньги (вздохнет: «Эх, не хватит теперь на колбаску к Новому году… Но ничего, войну пережили, и квитанции переживем. Хотя лучше б кошек живодеры из подвалов не выселяли»). Кто-то отправится платить с равнодушным спокойствием: «Ну, новый платеж и новый. Вот еще в них разбираться, раз прислали, значит, полагается. Не обеднею». Кто-то, заподозрив неладное, решит прочитать текст на обороте квитанции: «Так, что у нас здесь? Цель проведения мер… Очаговая дезинфекция… Профилактическая дезинфекция… Перечень опасных болезней и последствий…». Буквы маленькие, тоненькие, расползаются по всему листочку и словно сами не хотят, чтобы их читали. Вот и получается, что только самые внимательные и наученные горьким опытом суровой действительности дочитывают неудобный глазу текст до конца и с изумлением встречают в самом конце слова «данное уведомление, включающее в себя квитанцию-извещение на оплату услуг, является коммерческим предложением и последующая оплата услуги производится на добровольной основе». Тут и всплывает в памяти, что вроде как эта услуга уже включена в старую, добрую, регулярно оплачиваемую квитанцию. Так что же это – простая реклама?! Тут, конечно, возмущенный бдительный гражданин рвет «зловредную бумаженцию» в мелкие клочья или, пылая праведным гневом, идет в «компетентные органы» различного уровня и направленности. Вот только сколько их – тех, кто доверчиво оплатил такую правдоподобную квитанцию? И какие суммы поступили на счет предприимчивого, но недобросовестного рекламодателя? Вопрос пока, увы, остается открытым. Именно поэтому так важно, получая уведомление о новом обязательном, на первый взгляд, платеже, внимательно, не жалея времени, прочитать все, что напечатано на лицевой и оборотной стороне квитанции, а если самостоятельно разобраться не удалось – обратиться в свою управляющую компанию. Быть может, место такой «квитанции» не в папке оплаченных счетов, а в мусорной корзине?
Старший помощник прокурора Калининского района юрист 3 класса В.Е. Серова
Фото: refoteka.ru