Самые смекалистые

25.05.2016 09:50

Команда 139-й школы – победитель марафона! Школьники одержали победу в «Математическом марафоне» Калининского района.
Традиция участвовать «Математический марафон» сложилась в школе в 2009 году. Игра проводится для 7-х классов.
В этом году на старт заочного этапа вышло 11 команд. Победителями этапа стали 5 команд: команды школ 126, 150,111, 144 и 139. Они и были приглашены на очный тур.
Ребятам предлагались вопросы на логику, знание истории математики, математических терминов, умение увидеть математические закономерности в беспорядочном, на первый взгляд, ряде цифр.
Замечательно, что все это происходило в занимательной игровой форме. Ведущая игры учитель математики Юля Игоревна Горелова так и назвала первое задание: «Веришь – не веришь». К примеру, верите ли, что Декарт предложил нумерацию кресел в театральном зале? Или что в Древнем Риме миля исчислялась как тысяча двойных шагов?
Следом на экране появились портреты иерархов от математики: Декарта, папы Сильвестра II, Магницкого и Лобачевского. Их надо знать в лицо! Конкурсанты мучительно вспоминают, ломают себе руки, думают, спорят, но результат каждой из команд остается терра инкогнита: впервые оценка ответов проходила в режиме реального времени по линиям компьютерной связи. Жюри сразу видело ответы, а вот участники о своих баллах лишь догадывались.
Наконец, самый важный этап – задачи. Несложные, казалось бы, решение каждой можно найти с помощью уравнения с одним неизвестным. Однако в каждой требовалось проявить смекалку, быть строго логичным. Тут и задача Льва Толстого о косцах, и футбольный турнир, и задачи по геометрии. Жюри торопит, то и дело в рядах математиков раздается вздох сожаления. Затем – числа: требуется продолжить числовой ряд, определив закономерность. А вот и задание, где надо напрячь прежде всего память и быстро работать на клавишах. Требовалось за три минуты написать на каждую букву алфавита математический термин, а если успеешь, и дать определение.
А как обойтись без логических игр, которыми одержимы и взрослые, и дети. Без японского кроссворда, например.
Апофеозом марафона стал конкурс капитанов. На линейку встали пятеро самых умных, толковых, сообразительных. Что такое медиана? Есть ли простые числа, делящиеся на 2? Сколько всего цифр? Не выдержав, один за другим садятся сошедшие с дистанции. Зал реагирует вздохом разочарования. А вот удачный ответ – и сразу взрыв аплодисментов. Начинается дуэль, остается двое: капитан из 139-й школы Никита Пуртов и Полина из 144-й. Слабый пол, как оказалось, обладал большей собранностью и быстротой. Полученные Полиной три очка вывели ее команду на третье место. На первом – наша 139-я школа! На втором – 192-я школа.
Как рассказал Никита, он любит математику за простоту и нужность человеку. Именно логические задачи получаются у него лучше всего. Никита сожалеет, что не все успели, когда вспоминали термины по алфавиту. Члену команды школы Дарье Максимовой математика близка оттого, что понятна. Интересно в науке чисел все. Не скрывая победную улыбку, она говорит, что конечно, бывают заковыристые задачи – значит, надо подольше посидеть, подумать, попробовать разными методами. На игре ей понравилась коллективная работа. Девочка узнала много нового, поняла, в чем надо упражняться.
После завершения конкурса мнение о нем высказала член российского  организационного комитета международного конкурса «Кенгуру» Татьяна Евгеньевна Савёлова.
-- Такие встречи нужны, потому что дети из разных школ имеют возможность общаться. Ребята приучаются работать в команде. Это очень важно. Конечно, у вас есть преимущество -- живое общение с детьми. Благодаря таким конкурсам я вижу реальный уровень математического образования школьников. Когда я подбираю задачи для «Кенгуру», то представляю, какие дети будут решать эти задачи, потому что в нашей игре очень важно, чтобы нашлось поле деятельности для каждого ученика, ведь девиз игры «Кенгуру»: математика для всех. Благодаря таким встречам я могу оценить уровень детей, увидеть, что для них посильно, что вызывает определённые трудности.

Владимир Саблин  

    

2024 МО Финляндский округ, Санкт-Петербург
дизайн и поддержка Петербургский сайт