Юридическая справка
23.01.2013 12:44
Организуется совершенствование госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Даны поручения по совершенствованию госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Правительству РФ необходимо до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие достижение ряда целей.
В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей. Здесь нужно предусмотреть снижение требований к нормативу площади жилья при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, подаваемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства.
Во-вторых, это контроль за качеством медосмотров, диспансеризации сирот и детей без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания им медпомощи.
В-третьих, это установление порядка медосвидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей. Также Правительству РФ необходимо до 1 марта 2013 г. внести в Государственную Думу законопроекты, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка без попечения родителей, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей.
Во-вторых, это увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8 704 руб. в месяц.
В-третьих, это увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Также до 15 февраля 2013 г. Правительство РФ должно представить ряд предложений. В частности, о доведении к 2018 г. средней зарплаты педработников образовательных, медорганизаций или организаций, оказывающих соцуслуги сиротам и детям без попечения родителей, до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе.
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных властей включена доля детей без попечения родителей.
Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.
В России сформируют Национальный радиационно-эпидемиологический регистр.
Поправки касаются создания Национального радиационно-эпидемиологического регистра.
В него включаются сведения о состоянии здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий, катастроф, инцидентов, ядерных испытаний, а также потомков этих лиц.
Цель формирования регистра - обеспечить пожизненный учет изменений состояния здоровья указанных лиц для оказания им адресной медицинской помощи и прогнозирования медицинских радиологических последствий (в том числе отдаленных).
Определены состав сведений, включаемых в регистр, и порядок его ведения. В частности, в него будут заносить паспортные данные лица, информацию о воздействии на него радиации, результаты обязательной диспансеризации. Формировать регистр поручено Минздраву России.
В госучреждениях появится сурдоперевод.
Поправки призваны облегчить жизнь инвалидам с нарушениями слуха и (или) речи.
За русским жестовым языком закрепляется статус языка общения, том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Перевод языка жестов (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) должны осуществлять специальные переводчики, имеющие соответствующие образование и квалификацию. Прописано требование об обеспечении подготовки таких специалистов. Порядок предоставления услуг по переводу определит Правительство РФ.
На органы власти возложена обязанность создать в подведомственных учреждениях условия для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.
Закреплено право инвалидов на бесплатное предоставление им при получении образования специальной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. По общему правилу такие меры соцподдержки должны финансировать регионы. Исключение - обучение инвалидов за счет федерального бюджета. Заботу о них возьмет на себя федеральный центр.
Иностранцам, временно проживающим в России, не требуется разрешение на работу
Согласно поправкам разрешение на временное проживание может оформляться в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца и признаваемом нашей страной. Альтернатива этому - отдельный документ, форма которого утверждается ФМС России.
Предусмотрено, что заявление о продлении вида на жительство подается в территориальный орган Службы не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия этого документа. Обратиться можно в т. ч. в электронной форме.
Временно проживающие в нашей стране иностранцы освобождаются от необходимости получать разрешение на работу. Соответственно, более не требуются разрешения на их привлечение и использование.
Документы, необходимые для работы иностранных высококвалифицированных специалистов, разрешается подавать в электронном виде через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в т. ч. Интернет. В частности, можно воспользоваться единым порталом государственных и муниципальных услуг. Однако, пока данные документы рассматриваются в уполномоченном органе, заявитель должен предъявить их также на бумажном носителе.
Запрещается выдавать в электронном виде разрешения на привлечение и использование иностранцев, на их работу.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Лица, нарушившие сроки пребывания в нашей стране, смогут посетить Россию только через 3 года
Иностранцам и апатридам, нарушившим сроки пребывания в нашей стране, запрещен въезд в Россию в течение 3 лет со дня убытия из нее. Это касается лиц, не покинувшим Россию в течение 30 суток после окончания разрешенного срока их временного пребывания.
Запрет не распространяется на тех, кто задержался в России по болезни, требующей экстренного лечения, в связи со смертью близкого родственника, проживающего в нашей стране, или из-за чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Какова средняя номинальная заработная плата в Санкт-Петербурге за сентябрь 2012 года?
Письмо ТО Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 19 ноября 2012 г. N ВК-250/9042 “Средняя заработная плата одного работника в Санкт-Петербурге, начисленная за сентябрь 2012 года”
Определено, что средняя номинальная заработная плата, начисленная за сентябрь 2012 года, по полному кругу организаций, включая субъекты малого предпринимательства, составила 32 258 руб. (за август 2012 года - 31 508 руб.).
Отмечено, что средняя заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в сентябре 2012 года составила 103,2% к уровню сентября 2011 года и 101,9% - к уровню августа 2012 года.
Какова динамика цен на потребительские товары и услуги по Санкт-Петербургу в ноябре 2012 года?
Письмо ТО Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29 ноября 2012 г. N ЛФ-220/9478 “О динамике цен на потребительские товары и услуги по Санкт-Петербургу”
Приведены данные, характеризующие динамику цен на потребительские товары и услуги по Санкт-Петербургу в ноябре 2012 года, в том числе цены и индексы цен на основные продовольственные, непродовольственные товары и отдельные виды платных услуг населению.
Базовый индекс потребительских цен в ноябре 2012 года составил 100,3% (с начала года - 104,5%), индексы цен на продовольственные товары - 100,1% (с начала года - 105,6%), без учета плодоовощной продукции - 100,5% (с начала года - 105,1%), на непродовольственные товары - 100,2% (с начала года - 105,5%), на платные услуги - 99,9% (с начала года - 104,9%).
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах ноября 2012 года составила 2 916 рублей 54 копейки в расчете на месяц, что на 0,1% выше, чем в октябре 2012 года.
В ноябре 2012 года продолжалось снижение цен на плодоовощную продукцию (в среднем на 2,6%): бананы, чеснок, апельсины, лук репчатый, свекла, морковь. При этом возросли цены на масло подсолнечное, муку пшеничную и крупы, яйца. Также подорожали хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасные и макаронные изделия. Подешевели рыба мороженая неразделанная и разделанная, свинина, куры, сахарный песок.
Из непродовольственных товаров подорожали меха и меховые изделия, табачные изделия, печатные издания, посуда, одежда и трикотажные изделия. Цены на автомобильный бензин снизились в среднем на 0,3%.
В ноябре 2012 года бытовые услуги подорожали на 0,4%, билеты в театр - на 4,6%, в кино - на 0,7%. Проезд в поездах дальнего следования подешевел на 12,0%.
Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, возможно, будут предоставлять социальные услуги
Одним из новых понятий, которое впервые будет установлено и закреплено в российском законодательстве, если законопроект будет принят, является "трудная жизненная ситуация". Под ней понимается обстоятельство или их совокупность, объективно нарушающие или способные нарушить нормальные условия жизнедеятельности гражданина, привести в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно, и требующее, на основе определения индивидуальной нуждаемости, предоставления социального обслуживания (ст. 3).
Помимо этого, в проекте приведен перечень оснований, по которым гражданин будет признан находящимся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся (ст. 21):
– частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и (или) передвижению, нарушающая либо способная нарушить условия самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей гражданина;
– социально опасное положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, в том числе психологического состояния (наличие в семье лиц с наркотической или алкогольной зависимостью, семейное насилие, жестокое обращение с детьми и др.);
– социально опасное положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, в том числе психологического состояния (наличие в семье лиц с наркотической или алкогольной зависимостью, семейное насилие, жестокое обращение с детьми и др.);
– отсутствие попечения родителей либо опекунов или попечителей несовершеннолетних;
– отсутствие определенного места жительства, определенных занятий, средств к существованию;
– иные обстоятельства, объективно нарушившие либо способные нарушить условия нормальной жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья.
В случае признания гражданина, находящимся в трудной жизненной ситуации, ему будут оказаны услуги по социальному обслуживанию, которые могут носить постоянный, регулярный, периодический или разовый характер. Конкретные услуги, их размер и сроки предоставления будут определены на основании индивидуальной нуждаемости межведомственной комиссией в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
Виды возможных социальных услуг приведены в ст. 29 законопроекта, среди них: услуги в целях поддержания и улучшения состояния здоровья, содействия в улучшении психического состояния, восстановления способности к адаптации в социальной среде, организации досуга, содействия в семейном воспитании детей, решении образовательных и педагогических проблем, защиты законных прав и интересов, содействия в решении правовых проблем и др.
Для рассмотрения вопроса о необходимости предоставления социального обслуживания гражданин или его законный представитель должен будет обратиться с письменным или электронным заявлением в орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в области социального обслуживания, либо непосредственно к поставщику социальных услуг (ст. 20).
Помимо этого, законопроектом предусмотрена профилактика трудной жизненной ситуации, которая будет осуществляться с помощью обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства или фактического пребывания, определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья и другими способами (глава 7).
Текст проекта Федерального закона от 9 января 2013 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" опубликован на официальном сайте министерства.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца планируется проиндексировать на 6,6% с 1 февраля 2013 года. Об этом сообщается на официальном сайте Минтруда России.
Как отмечает министерство, это связано с тем, что по данным Росстата, рост потребительских цен за 2012 год составил 106,6% (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года).
В результате индексации средний размер трудовых пенсий увеличится на 615 руб. При этом страховая часть трудовой пенсии по старости возрастет на 639 руб., трудовая пенсия по инвалидности – на 400 руб., трудовая пенсия по случаю потери кормильца – на 394 руб.
Кроме того, средний размер пенсии граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, возрастет на 833 и 923 руб. соответственно.
Напомним, что в текущем году запланированы две индексации трудовых пенсий. Как мы писали ранее, второе повышение пройдет 1 апреля – пенсии увеличатся более чем на 3% (по уровню роста в 2012 году доходов ПФР в расчете на одного пенсионера). В августе пройдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.
Останется ли любительская рыбалка бесплатной?
Проект федерального закона № 200303-6 “О любительском рыболовстве”
31 декабря 2012 г. в Госдуму России внесен законопроект о любительском рыболовстве. Его разработка началась после массовых протестов рыбаков-любителей по всей стране. Они были связаны с тем, что законодательно была закреплена возможность сдавать в аренду водоемы общего пользования. Это привело к тому, что в отдельных регионах в бесплатном пользовании оказались лишь малопригодные для рыбалки водоемы либо труднодоступные места. Изначально предлагалось ввести платные участки для любительской рыбалки. В результате общественных обсуждений было решено оставить рыбалку бесплатной.
Законопроект закрепляет право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования. Кроме того, они могут получать именные разрешения для вылова особо ценных видов рыбы, а также заниматься рыболовством по договорам возмездного оказания услуг для осуществления рекреационного рыболовного хозяйства. Возможно, госпошлина за выдачу именного разрешения рыболова составит 200 руб.
Будет определен порядок формировании рыболовных участков для ведения рекреационных рыболовных хозяйств на искусственном или на природном водоемах. Максимальную площадь таких участков будут определять региональные органы власти. При этом доля водных объектов для любительского рыболовства должна составлять не менее 90% водного фонда, находящегося в границах субъекта Федерации.
Региональные власти вправе предоставить природный водоем частично или полностью частной компании по договору аренды на срок до 25 лет. Компания будет обязана запускать рыбу в этот водоем, чтобы рыболовы-любители могли ее потом вылавливать.
Законопроектом вводятся ограничения на розничный оборот сетных орудий лова, а также запрет на реализацию электроловильных установок всех систем и типов, применение которых влечет массовую гибель водных биоресурсов. Рыболовные сети можно будет продавать только ИП и юрлицам, которым выдано разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также физлицам, осуществляющим любительское рыболовство по именным разрешениям.
Законопроектом предусматривается решение вопросов с определением прав собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы и объекты зарыбления. В целях сохранения водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства вводится нормирование добычи (вылова) водных биоресурсов на одного рыболова-любителя.
Шенгенская виза: унифицирован перечень представляемых документов
Приведен единый перечень документов для получения Шенгенской визы.
Напомним, что ранее в зависимости от страны посещения запрашивались разные документы.
Теперь для получения визы необходимо собрать следующий пакет документов.
Теперь для получения визы необходимо собрать следующий пакет документов.
Это заявление, копия общероссийского паспорта (страницы с регистрацией, биографическими данными, сведениями о выданных загранпаспортах, семейном положении), фотографии, медстраховка (минимальная сумма - 30 000 евро), документы об оплате визового сбора, загранпаспорт. Последний должен быть выдан в течение последних 10 лет, иметь хотя бы 2 чистые страницы и действовать минимум 3 месяца после предполагаемой даты выезда из Шенгенской зоны.
Кроме того, туристам (частным лицам) требуется подтвердить свой маршрут (например, бронью тура), место проживания, а также наличие работы (с информацией о зарплате) в России.
Для получения визы на несовершеннолетних детей предъявляются копии свидетельства о рождении и Шенгенских виз родителей. Если ребенок путешествует с 1 из них, требуется согласие другого родителя.
Установлен перечень документов, представляемых лицами, отправляющимися на стажировку, в деловую поездку (в т. ч. журналистами), в гости к родственникам, а также студентами, школьниками и владельцами недвижимости за рубежом и пр.
Напомним, что перечень применяется с 14 января 2013 г.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 Декабря 2012 г. Регистрационный N 26442.
Инвалиды могут получить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на 1 человека (но не более чем в 2 раза). Условие - они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний. Утвержден новый перечень последних.
В частности, это туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в т. ч. наследственный генез, со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II-III степеней.
Приказ действует с даты, когда утратит силу прежний перечень.
Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены
Положения об учете износа комплектующих до 80% при определении размера возмещения убытков (стоимости восстановительного ремонта транспортного средства) в рамках договоров ОСАГО могут быть отменены. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Разработчики документа депутаты Игорь Лебедев и Ярослав Нилов.
Как отмечают авторы законопроекта, на данный момент сложилась негативная практика применения указанной нормы. В частности, по их мнению, страховые компании зачастую возмещают не реальный ущерб, а выплачивают страховые суммы владельцу транспортного средства, которые в подчас не могут и на 50% компенсировать затраты на проведение восстановительного ремонта.
При этом авторы законопроекта отмечают, что это противоречит ст. 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В том числе, расходов которые лицо, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также расходы, связанные с утратой и повреждением его имущества (реальный ущерб).
Между тем, авторы законопроекта также подчеркивают противоречивость судебной практики по данному вопросу (в частности, позиций ВС РФ и ВАС РФ).
В связи с этим депутаты, предлагают внести в п. 2.2. ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" изменения, исключающие положение об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО.
Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 207270-6. Его полное наименование: проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Возможность приватизации жилья может быть продлена до 1 марта 2018 года
Срок приватизации жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде может быть продлен до 1 марта 2018 года. Законопроект, содержащий такие положения, внесен в Госдуму группой ее депутатов.
Напомним, что в настоящий момент согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", нормы, предусматривающие право граждан на приватизацию соответствующих жилых помещений, утрачивают силу с 1 марта 2013 года.
Как отмечают авторы документа, необходимость его принятия обусловлена тем, что значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье, и ожидающих расселения, лишатся после 1 марта 2013 года возможности воспользоваться своим правом на приватизацию.
Кроме того, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2013 года, также не смогут воспользоваться своим правом на приватизацию.
Таким образом, по мнению депутатов, указанные лица будут поставлены в неравное положение с гражданами, получившими и приватизировавшими жилье до указанной даты.
Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 206892-6. Его полное наименование: проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Правительство РФ уточнило порядок уплаты алиментов индивидуальными предпринимателями
Удержание алиментов из доходов индивидуального предпринимателя должно производиться за вычетом расходов, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. Соответствующие положения содержатся в постановлении Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 11.
Документ издан во исполнения Постановления КС РФ от 20 июля 2010 г. № 17-П , в котором отмечена необходимость конкретизировать порядок уплаты алиментов на несовершеннолетних детей индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН с объектом налогообложения "доходы" .
Напомним, что ранее в постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 содержалось лишь указание на то, что удержание алиментов производится, в частности, с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
По мнению КС РФ, возможность удержания алиментов с дохода, не уменьшенного на сумму понесенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом подтвержденных расходов означала бы отступление от норм Конституции РФ и Семейного кодекса РФ.
В связи с этим, несмотря на то, что в системе действующего права норма об удержании алиментов с доходов индивидуального предпринимателя не противоречит основному закону РФ, она, согласно позиции суда, требует уточнения.
На этом основании Правительством РФ были разработаны и приняты необходимые изменения.
Документ вступит в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования.