Расскажите о некачественном товаре

06.12.2018 12:55

Куда обращаться, если купили в магазине некачественный товар, как проводится экспертиза продукции и для чего нужно сообщать о некачественной продукции, а не выбрасывать ее, рассказал директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» Александр Владимирович Засядь-Волк.
 
 
– Расскажите подробнее о вашей организации.
– Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» было создано в 1992 году Администрацией Санкт-Петербурга для выявления и предупреждения проникновения на потребительский рынок Санкт-Петербурга некачественных и опасных для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды товаров, работ и услуг. На протяжении 26 лет Центр осуществляет важную роль в области защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге, являясь эффективным инструментом исполнительной власти для решения задач по проведению государственной политики по обеспечению качества и безопасности продукции.
 
– Куда обращаться потребителю, купившему некачественный товар?
– По телефонам горячей линии (812) 233-55-45 и (812) 232-83-03 в Центр контроля качества можно обратиться по вопросам неудовлетворительного качества продукции и услуг, с просьбами разъяснения норм Закона «О защите прав потребителей». Специалисты отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей принимают заявления от граждан лично, по почте и в электронном виде на сайте www.quality.spb.ru. На сегодняшний день мы определяем качество и безопасность пищевых продуктов путем проведения лабораторных испытаний на базе собственной испытательной лаборатории «ПЕТЕРБУРГ – ЭКСПЕРТИЗА», консультируем потребителей в рамках действующего законодательства по защите прав потребителей, проводим экспертизу непродовольственных товаров (обуви, сумок, изделий кожгалантереи).
 
– Что происходит далее после подачи заявления?
– Порядок работы по обращению в рамках соглашений с торговыми предприятиями состоит из пяти этапов: 1) Выход специалистов Центра в торговое предприятие; 2) Оценка документов, подтверждающих получение и безопасность товара, а также условия его реализации; 3) Отбор образцов; 4) Проведение исследований в лаборатории Центра «Петербург–Экспертиза»; 5) Письменное информирование заявителя о результатах лабораторных испытаний, а в случае подтверждения факта продажи некачественного товара – обеспечение возврата денежных средств. Все этапы процедуры по жалобам бесплатны.
 
– Для чего тратить время на проведение лабораторных испытаний, если некоторые дефекты продукции видны «на глаз»?
– Специфика работы по обращениям на неудовлетворительное качество продуктов питания состоит в том, что корректной является оценка качества и безопасности продукта на момент его реализации в предприятии розничной торговли. Для этой цели необходимо проведение лабораторных испытаний образца, представленного предприятием торговли. Эта процедура обеспечивает открытый для участников конфликта процесс подтверждения качества товара, включая оценку сопроводительных документов, условий реализации продукта питания. Невозможно юридически правомочно утверждать, что пищевая продукция, на которую поступила жалоба, является нестандартной и небезопасной до проведения оценки качества товара в предприятии торговли, отбора образца и получения результатов лабораторных испытаний.
 
– Можно произвести проверку товара из любого магазина или действуют какие-то ограничения?
– Исходя из требований действующего законодательства, в 2009 году совместно с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга было разработано Соглашение «О проверке качества и безопасности товаров (услуг)», в рамках которого специалисты Центра могут оперативно проводить проверку качества и безопасности товаров, на которые поступают жалобы потребителей. На сегодняшний день действует более 25 соглашений с крупными, в том числе сетевыми, торговыми предприятиями (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Лента», «O’Кей», «Дикси», «SPAR», «7Я Семья», «Сезон» и др.).
 
– Какая продукция чаще всего подвергается критике со стороны потребителей?
– Ежегодно в Центр поступает более 4000 обращений потребителей. Так, за 9 месяцев 2018 года поступило 2974 обращения от потребителей на неудовлетворительное качество продукции и услуг. Из них 2121 обращение касалось непродовольственных товаров, 853 – продовольственных. В структуре жалоб на неудовлетворительное качество непродовольственных товаров лидирующие позиции занимали обращения на качество обуви (16,5 %), услуги средств мобильной связи и электробытовых товаров (7,5 %). Наибольшее количество обращений в группе продовольственных товаров поступило на молочные продукты (16,5 %), плодоовощную продукцию (15,8 %), мясо и мясные продукты (13,0 %), рыбу и рыбные продукты (9,0 %).
 
– Как ваша работа влияет на продовольственный рынок Санкт-Петербурга?
– Работа по обращениям потребителей позволяет защитить интересы как отдельного гражданина, так и широких слоев населения, так как рассмотрение отдельной жалобы дает возможность выявить целую партию некачественного товара и не допустить его дальнейшую реализацию на продовольственном рынке Санкт-Петербурга. Проведение лабораторных испытаний образцов продукции является действенным механизмом сбора достоверной и объективной информации о качестве и безопасности пищевой продукции, в том числе о наличии ГМО и фактов фальсификации продукции, и способствует выработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок города некачественной продукции.

Анна ДМИТРИЕВА 

2024 МО Финляндский округ, Санкт-Петербург
дизайн и поддержка Петербургский сайт