Знакомство с экспонатами музея. Правда о «ПРАВДЕ»

08.05.2020 10:17

 

 

В настоящее время из-за угрозы распространения коронавируса Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, который расположен на Кондратьевском проспекте, закрыт для посещения, но продолжает работать и выполнять свою миссию - собирать, хранить, изучать и делать доступным для сегодняшних и будущих поколений историю развития подводных сил России. Доступность — временно переходит в online, что вполне соответствует духу времени.

Один из отсеков Музея – рассказывает о рождении и развитии Рабоче-Крестьянского Красного флота и строительстве подводных сил в период между двух мировых войн.

На экспозиции представлена один из первых проектов советских подводных лодок -   эскадренная подводная лодка П-1 «Правда» головной корабль IV серии, которая была построена и принята флотом в 1936 году.

После Гражданской войны в России (1917-1922г.г.) подводные силы нашей страны оказались в бедственном положении: 29 подводных лодок было потеряно, а из 23-х находившихся на плаву только 10 способны были выполнять боевые задачи. Судостроение было практически свернуто. В 1928 году было создано Особое техническое бюро ("Остехбюро").
В это время во всех крупных флотах мира витала идея «эскадренной подводной лодки». Лодка задумывалась для ведения боя в составе эскадры надводных кораблей и для проведения противодесантных операций. Именно такую подводную лодку и предложил спроектировать автор проекта инженер Алексей Николаевич Асафов.

В 1931г. при разработке рабочих чертежей эскадренной подводной лодки возникли разногласия между руководителем проекта А.Н.Асафовым и конструкторами "Остехбюро", а также моряками-подводниками.

Специально созданная комиссия разработала ряд предложений по улучшению лодки.
В конце концов, эскадренная подводная лодка IV серии "Правда" была построена и принята флотом в 1936г. После постройки трех лодок, дальнейшее строительство было признано нецелесообразным, боевое применение лодок было исключено.

Все три лодки серии IV типа «Правда» были зачислены в состав КБФ 23.07.1936.

Использование лодки типа «П» в Великой Отечественной войне было несколько необычным. Недостатки лодок этой серии практически не позволяли использовать их по прямому назначению. Поэтому ни одна из них не совершила ни одного похода для атак вражеских кораблей и судов.

Тем не менее лодки серии П - «Правда» сыграли свою роль в истории кораблестроения и стали предшественниками намного более удачных больших советских лодок типа Крейсерская.

Эскадренная подводная лодка П-1 «Правда» головной корабль IV серии.

«Правда» была заложена 21 мая 1931 года на заводе № 189 (Балтийский завод)
в Ленинграде под строительным номером 218, спуск на воду состоялся 30 января 1934 года. «Правда» названа в честь одноименной газеты, являвшейся ежедневным центральным печатным органом партии большевиков ВКП(б).

Прочный корпус был разделён переборками на 7 отсеков. В качестве главных двигателей на лодках IV серии устанавливались по два дизеля марки M10V49/48, закупленные у фирмы «MAN» (Аугсбург, Германия). Каждый из них имел мощность 2700 л.с. при 465 об/мин.

Для подводного хода использовались два электродвигателя марки ПП84/95 общей мощностью 1100 л.с. при 240 об/мин. Движители - два трёхлопастных гребных винта. При движении полным подводным ходом (7,92 уз.) лодка могла при полной ёмкости батареи непрерывно двигаться 1,8 ч (108 мин) и пройти 9,9 мили. При скорости 6,45 уз. и полной ёмкости батареи было возможно непрерывное движение субмарины в течение 3,5 ч (210 мин), дальность плавания составляла 22,8 мили.

На лодках типа «П» устанавливались современные навигационные и гидроакустические приборы и средства связи. Лодка была оборудована автономно-отсечной системой регенерации воздуха, состоящей из 13 машинок регенерации с непрерывным временем работы 66 ч. Автономность по запасам составляла 28 суток (по проекту), но из-за ряда причин снизилась до 15 суток. Экипаж лодки по проекту состоял из 53 человек - 10 офицеров, 15 старшин и 28 краснофлотцев.

Основным оружием лодки типа «Правда» являлись шесть 533-мм стальных торпедных аппарата, 4 - в носовой части, 2 - в кормовой. Для носовых аппаратов имелись 4 запасные торпеды, которые хранились на стеллажах в первом отсеке. Артиллерия лодки по две 100-мм и одной 45-мм пушке. Полуавтоматическое 45-мм орудие 21-К размещено на палубе рубки.

В сентябре 1941 года субмарину решили привлечь для снабжения гарнизона Ханко.
9 сентября 1941 года «П-1» вышла из Кронштадта, имея на борту 19,6 тонн груза. На субмарину погрузили груз продовольствия (154 ящика консервов), боеприпасов (по сотне 130-мм, 100-мм, 76-мм и 45-мм снарядов), медикаментов (1,9 тонн). Переход предполагалось совершить в надводном положении со скоростью 18 узлов. До о. Гогланд «П-1» шла в сопровождении «БТЩ-211» и сторожевого катера, далее – самостоятельно. Однако на связь лодка больше не выходила и в назначенную точку не прибыла. На борту «Правды» в ее последнем походе было 55 человек.
В 2011 году корпус субмарины был найден на дне Финского залива в 6 милях к югу от маяка Калбодагрунд на глубине 75 метров при проведении работ по прокладке газопровода «Северный поток». Ею оказалась пропавшая без вести в сентябре 1941 года советская подводная лодка П-1 "Правда". Установлена причина – лодка погибла в период между 9 и 11 сентября 1941 года на минных заграждениях «Юминда».

Её моряки пожертвовали своими жизнями, пытаясь помочь своим товарищам на блокированной врагом военно-морской базе Ханко в устье Финского залива и доставить им груз боеприпасов, медикаментов и продовольствия.

В мае 2012 года на затонувшей лодке П-1 "Правда" установлена Памятная табличка и возложены венки, она признана братской могилой.

 

Андрей ПОТАПОВ

 

 

2024 МО Финляндский округ, Санкт-Петербург
дизайн и поддержка Петербургский сайт