Обжалование действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, следователя.
31.07.2013 17:46
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя установлен ст.ст. 123-125 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК РФ).
Как следует из положений ст.123 УПК РФ, участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами могут быть обжалованы действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа, если производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Жалобы граждан и организаций на действия (бездействия) должностных лиц органов дознания и следственных органов, связанные с нарушением требований УПК РФ при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении, принятии решения об отказе (возбуждении) уголовного дела, приостановлении предварительного следствия по уголовному делу, прекращении уголовного дела, ненаправлении копий процессуальных решений, а равно иные решения и действия (бездействия) названных должностных лиц, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию, рассматриваются по правилам и в сроки, установленные ст.ст.124-125 УПК РФ.
Жалобы на указанные действия рассматриваются прокурором, руководителем следственного органа и судом.
Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст.125 УПК РФ.
Срок рассмотрения жалоб прокурором и руководителем следственного органа, установлен ст.124 УПК РФ и составляет 3 суток со дня их поступления. Днем поступления жалобы считается день ее регистрации с присвоением номера документу по Книге учета входящей корреспонденции.
В случае необходимости истребования дополнительных материалов для разрешения жалобы, допускается рассмотрение жалобы в течение 10 суток. Решение о продлении срока проверки по жалобе принимается руководителем соответствующего подразделения по ходатайству должностного лица, рассматривающего жалобу либо самостоятельно. Срок рассмотрения жалобы, в соответствии со ст.128 УПК РФ, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на не рабочий день, то последним днем срока считается первый, следующий за ним, рабочий день.
По результатам рассмотрения жалоб в порядке ст.124 УПК РФ должно быть принято решение о полном или частичном удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.
Каждое из указанных процессуальных решений оформляется в виде постановления, которое должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
В постановлении, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы, должно быть приведено краткое содержание жалобы, конкретные основания для ее удовлетворения, либо отказа в удовлетворении, а также процессуальное решение, принятое в результате рассмотрения жалобы.
Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы и дальнейшем порядке его обжалования (вышестоящему прокурору либо в суд в порядке, установленном ст.ст. 124-125 УПК РФ), с приложением вынесенного постановления.
Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы и дальнейшем порядке его обжалования (вышестоящему прокурору либо в суд в порядке, установленном ст.ст. 124-125 УПК РФ), с приложением вынесенного постановления.
Помощник прокурора Калининского
района г.Санкт-Петербурга
юрист 3 класса Е.С. Ражева