Внесены изменения в Воздушный кодекс РФ
Воздушная съемка будет выполняться исключительно на основании разрешений
Федеральным законом от 30.01.2024 N 2-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, который дополнен статьей 75.1.
Предыдущий порядок организации и проведения воздушной съемки был непрозрачен и устарел, т.к. действовал в соответствии с законодательством СССР и не учитывал применение современных норм и технологий.
Введенной нормой усовершенствован порядок получения разрешений на воздушную съемку и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна.
Установлено, что разрешения будут выдаваться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Правительство РФ устанавливает случаи, в которых получение таких разрешений не потребуется.
Фото-, видеоматериалы и другие материалы, получаемые в результате выполнения воздушной съемки или других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна на основании таких разрешений, будут подлежать контрольному просмотру, проводимому уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Также усовершенствован порядок использования полученных материалов.
Определены полномочия Правительства РФ:
- по установлению порядка получения разрешения на проведение воздушной съемки и проведения контрольного просмотра материалов съемки;
- по определению случаев, когда получение такого разрешения и проведение контрольного просмотра материалов не требуется.
Внесены изменения в Воздушный кодекс РФ
Федеральным законом от 04.08.2023 N 487-ФЗ введены новые статьи 78.2 «Наземные и летные проверки оборудования, предназначенного для обеспечения полетов воздушных судов» и 78.3 «Требования к оснащению и порядок оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем».
Установлено, что владельцы светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, эксплуатирующие такое оборудование при осуществлении деятельности в области гражданской авиации, в целях оценки соответствия технических характеристик такого оборудования требованиям сертификационных базисов оборудования и эксплуатационной документации, определения его пригодности для обеспечения полетов воздушных судов проводят наземные и летные проверки такого оборудования с использованием воздушных судов-лабораторий или специально выделенных воздушных судов.
Также предусмотрено, что пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы оснащаются оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, беспилотные авиационные системы оснащаются оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем средствами криптографической защиты информации владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем.
Государственная регистрация воздушных судов
Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
- беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
- государственные воздушные суда.
Пилотируемые гражданские воздушные суда регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.
Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Государственные воздушные суда регистрируются по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными уполномоченным органом в области обороны.
Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.
За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.